Дистанционный семинар «ТРИЗ технология в дошкольном образовании»

Алекова Е.Н., учитель-логопед;

Исмагилова Л.А., воспитатель

компенсирующей группы.

Согласно вступившему в силу ФГОС, одна из первостепенных задач воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях, воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а в целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

16 февраля в МБДОУ ЦРР детском саду «Солнышко», проведен дистанционный семинар по теме: «ТРИЗ технология в дошкольном образовании». В ходе семинара педагоги дошкольных учреждений города провели взаимный обмен и анализ опыта работы использования технологии в ДОУ.

Педагоги рассказали о том, что каждый из нас со своими подопечными, ежедневно находимся в поиске. Дети имеют возможность, самостоятельно найти любую истину. То есть работу с дошкольниками строим по принципу «Есть задача – реши ее сам», не путем проб и ошибок, а опираясь на алгоритмы размышления, которые приводят ребенка к правильному решению проблемы. Дошкольник, постоянно открывает «Тайну двойного» (наличие противоречий) в каждом предмете, веществе, явлении, событии, факте и т.д. Ребенок, постигая самостоятельно, наличие противоречий, решает их, используя различные приемы.

Представленный опыт педагогов показал, идеи, и методы технологии органично вписались в деятельность детского сада. Что ТРИЗ, это универсальный инструментарий, который можно использовать практически во всех видах деятельности (в образовательной, игровой, режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

 

21 февраля «День родного языка»

Учитель-логопед Алекова Е.Н.

Воспитатель Исмагилова Л.А

                                                                                          Воспитатель Буслейко Н.А.

Квест-игра по мотивам хакасской сказки «Мальчик в бочке».

Квест – игра с дошкольниками, по мотивам хакасской сказке имеет несколько задач. Познакомить ребят с праздником – Международным днем родного языка, формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, вызвать гордость за хакасский язык, русский язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре, воспитывать патриотизм, толерантность, развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты ребят.

В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека и каждый представляет живое наследие, которое нам следует оберегать.

Но так как родным языком детей посещающих детский сад является русский язык и хакасский язык то и говорить нам нужно именно о этих языках.

В настоящее время проблема речевого развития детей дошкольного возраста особенно актуальна, потому что, несмотря на развивающиеся технологии, большое количество информации, тем не менее происходит обеднение живого общения. Просмотр мультфильмов, компьютерных игр, неконтролируемых по времени, минимальное общение со сверстниками и взрослыми приводят к снижению речевой культуры ребенка. Как следствие этого, у дошкольника развивается односложная речь. Находясь в постоянном поиске эффективных средств, облегчающих процесс усвоения и закрепления с детьми нового материала, пришли к выводу, что игра-приключение по мотивам сказки наиболее подходящая для этих целей форма работы. В сказке отсутствуют прямые наставления, поучения детям, но ее содержание несет в себе урок, который дошкольники воспринимают. Развивая перед детьми картину действенной упорной борьбы со злом, угнетением, несправедливостью, сказка учит, что надо добиваться намеченной цели, несмотря на препятствия и временные неудачи, верить в конечное торжество справедливости. Сопереживание героям и участие в его испытаниях, особенно важно для детей старшего дошкольного возраста.

Во время прохождения квес-игры, дошкольники получили большой эмоциональный заряд, дети более раскрепостились в общении, повысили познавательно-речевую активность, учились вместе решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива. Педагоги уходят от классической формы занятий, погружаясь все больше в освоение игровых технологий. Огромным плюсом в проведении таких мероприятий, является совместная работа всех специалистов дошкольного учреждения как единой команды (воспитатель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель и родитель).

Семинар «Особенности речевого и психофизического развития детей с ОВЗ»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по организации работы с детьми с ОВЗ в условия ДОУ.

Задачи:

• формирование представлений о психологических особенностях ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

• познакомить педагогов с особенностями педагогического сопровождения детей с ОВЗ;

• развивать эмпатию по отношению к детям с ОВЗ, формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с ребенком с ОВЗ;

• снятие психологических барьеров, развитие навыков работы в команде.

Логопед, Алекова Е.Н. знакомила педагогов с тяжелым нарушениям речи, к которым относится ОНР – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока, отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Основным критерием отнесения речевого нарушения к группе тяжелых является невозможность ребенка осваивать программу массового образовательного учреждения (дошкольного и школьного) без специальной логопедической помощи.

Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики. Уровень общего недоразвития речи может быть различен: от полного отсутствия речевых средств обучения, до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Педагогам ДО рекомендовано, для развития словаря детей с общим нарушением речи использовать разработанный «Коррекционно-развивающий тематический план и комплекс заданий с использованием развивающих игр».

Воспитатель компенсирующей группы «Дельфинчики» Стутко Т.С. поделилась опытом педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

«Читательский марафон» - для детей старшего дошкольного возраста создан и реализован проект, направленный на формирование у детей потребности в регулярном прослушивании художественного произведения, развитие интереса к книгам.

Воспитатель компенсирующей группы «Почемучки» Исмагилова Л.А. поделилась опытом педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

«Кинезиологические упражнения» - кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии.

Основная цель кинезиологии: развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи развития межполушарной специализации: синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления.

 

 

Логопед Соловьева Д.Ю. познакомила педагогов с методами работы с родителями детей с ОВЗ.

«Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях образовательной организации.»

Рассмотрены отдельные аспекты комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в образовательной организации; также представлены существующие в науке и практике подходы к пониманию и организации сопровождения данной категории семей; освещены проблемы, возникающие в процессе сопровождения, особенности в условиях инклюзии; определены потребности родителей в условиях образовательной организации, направления работы с семьями имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Презентация проекта «Кладовая полезных штучек»

по лексической теме «Я – человек»

группа компенсирующей направленности «Почемучки»

учитель-логопед: Алекова Е.Н.

воспитатель: Исмагилова Л.А.

       Использование основных методов и методик в процессе реализации проекта «Кладовая полезных штучек»:

-Проектирование- технология была направленна на исследовательскую, познавательную, продуктивную, самостоятельную деятельность детей. Технология внесла идею направленной познавательной деятельности дошкольников на результат, который был достигнут в процессе совместной работы педагогов, детей по возникшей проблеме.

-Метод «Системный оператор» - помог рассмотреть человека в системе, совокупность связанных между собой определенным образом элементов, функционирующих между собой. Цель «Системного оператора» - определение роли и места функций объекта их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.

-Моделирование- действие с предметами, явлениями с их уменьшенными образцами: рисунки, схемы, макеты, картинки. Использовали способ замещения при освоении речи при различной деятельности детей.

-Проблемное обучение - создавались проблемные ситуации, требующие актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами явления, закон.

-Технология «Групповой сбор» - общий круг позволил «окунуть» детей в проблему.

Результативность.

В результате реализации данного педагогического опыта были созданы условия для формирования исследовательских умений у дошкольников:

-видение проблемы;

-умение формулировать и задавать вопросы;

-выдвигать гипотезы;

-делать выводы и умозаключения;

-защищать свои идеи;

-самостоятельно действовать на этапах исследования.

Новизна.

Работа над проектом внесла новизну:

- в построении развивающей предметно-пространственной среды. «Кладовая полезных штучек» поддерживает детскую инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.

-«Системный оператор» - эффективно реализует тематические проекты.

Дети полноценно и радостно проживали каждый день, совершая большие м малые «открытия».

Развивающая предметно-пространственная среда в ходе реализации педагогического проекта пополнилась дидактическими играми, способствующими развитию у детей любознательности и самостоятельности. Игры создают оптимальную насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующую систему, позволяющую эффективно организовать не только образовательную работу, но и режимные моменты.

С помощью «Системного оператора» дети рассмотрели человека как единое целое (систему можно поделить на ее части, каждую часть поделить на еще более мелкие части). Все системы существуют во времени. Они сталкиваются, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга. Работа с системным оператором предполагает формирование у ребенка умение анализировать и описывать систему связей, назначение человека, динамику развития в определенный отрезок времени, признаки и строение и т.д. Системный экран очень много рассказал детям о человеке.

Схема реализации проекта «Кладовая полезных штучек»

по лексической теме «Я - человек»

Подготовительный этап

Разработка и подготовка проекта

Работа с детьми:

Введение в проблему: загадки из «Кладовой полезных штучек»

Работа с родителями:

Информационные листы о проекте

Видео приглашение к участию в проекте.

Исследовательский этап

Дети и педагоги

Дети и родители

Познавательно-исследовательская деятельность:

1.Создание тематических альбомов:

«Автопортрет», «Соотнеси часть тела с одеждой»,

«Скажи фразу», «Песенки гласных звуков»;

2.Создание дидактических игр: «Я-человек», «Где я оказался?», «Друдлы», «Профессии», «Когда не было человека»», «Из чего построен дом», «Часть чего то», игра лото «Жилище человека», «Исчезнувшие профессии», «Что кому нужно», «Цепочка событий»

Познавательно-исследовательская деятельность:

1.Сбор фотоматериалов, видеоматериалов

2.Участие в сборе познавательной информации

3.Создание презентации «Я- человек»

4.Оформление дидактических игр

Конструктивная деятельность:

1.Разработка правил и знаков для «Кладовой полезных штучек»

2.Модификация метода «ТРИЗ «Системный оператор»

3.Придумывание подвижных игр, куклы Всезнайка

 

Конструктивная деятельность:

-подготовка материала для дидактических игр

Коммуникативная деятельность:

-придумывание девиза для «кладовой полезных штучек» «Делай возможное и невозможное получится»

-придумывание сказок, рассказов, загадок, стихов о любимых героях сказок

-речевые упражнения, развивающие умения видит проблему

-создание видеоэкскурсии по «кладовой»

-сбор информации, интервьюирование о событиях в «кладовой»

Коммуникативная деятельность:

-придумывание совместных сказок, рассказов, стихов, загадок, девиза

-изготовление видеороликов на основе наблюдения и экскурсий с детьми за пределами детского сада

Игровая деятель:

1. Игры с дидактическими играми

2.Обыгрование ситуаций

3.Сюжетно-ролевые игры: «В юрте», «Дворик», «Русская изба»

Игровая деятель:

1.создание условий для сюжетных игр

2.Создание макетов «Дом», «Юрта», «Дворик»

 

Конкурс от учителя-логопеда в ДОУ Методическая копилка «Тренажер для развития речевого дыхания»

Плавность речи – это целостное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.

Цель: формировать правильное речевое дыхание у дошкольника.

Задачи:

-расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (формирование длительного выдоха через рот);

-формирование длительного фонационного выдоха;

-формирование речевого выдоха.

 

В группах пополнились методические копилки по развитию речи «тренажерами» для овладения дошкольниками выдоха, точным по силе и направлению.

Педагоги получили рекомендации от логопедов: ребенок вдыхает «мягко» и коротко, но при этом достаточно глубоко; выдыхает - длительно и плавно. Слегка вытянув губы вперед. При этом язык спокойно лежит в ротовой полости. Дается установка на вдох через нос, выдох через рот. За выполнением этого условия сначала следит педагог, а затем дети контролируют себя самостоятельно.

Упражнения по развитию речевого выдоха проводятся ежедневно. Длительность проведения дыхательных упражнений постепенно увеличивается с одной-двух минут до пяти-семи. Температура, влажность и запыленность воздуха влияют как на частоту и глубину дыхательных движений, так и на общее состояние ребенка, поэтому упражнения дыхательной гимнастики проводятся в хорошо проветриваемом помещении.

И.П.Козляникова, Э.М.Чарели выделяют принципы занятий по формированию речевого дыхания:

-осознанность выполнения упражнений;

-постепенность, систематичность (основа принципа – переход от простого к сложному, от легкого к трудному);

-повторность (упражнение, выполненное один раз, не вызывает каких-либо устойчивых и существенных изменений. При постоянной тренировки развивается автоматизм);

-индивидуальный подход в работе над речевым дыханием следует учитывать возраст ребенка, состояние дыхательного аппарата, общее состояние здоровья.

«Тренажеры» изобретенные педагогами, а в старших группах дети принимали в работе активное участие, дают возможность делать дыхательные упражнения, таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

Упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

III квартал


~ Открыть

II квартал

1.Учитель-логопед Алекова Е.Н. провела ОД в режиме, открытые   просмотры «Волшебная страна математика». Подгрупповое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности.

В непосредственно - образовательной деятельности использовалась проблемная технология В.Воскобовича: «Сказочные лабиринты игры», где основная часть НОД выстроена по методу экспериментирования. Детей с самого начало заинтересовала то, что хотелось узнать кто же появился в кабинете так как название занятия «Неизвестный гость» по лексической тема: «Домашние животные». Педагог создала условия для развития детей, открывающих возможности для их позитивной социализации, их личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Подобрала виды деятельности, которые соответствуют возрасту детей и этапу коррекционной деятельности. Развивающая образовательная среда, способствовала социализации и индивидуализации детей.

 

2. Родительское собрание «Организация логопедической службы в ДОУ».

Обычно проблемы, которые привели к направлению ребенка на ПМПК, возникают задолго до того, как родителей поставят перед фактом необходимости прохождения комиссии. Как правило, причиной обращения на ПМПК служит недоразвитие речи ребенка. Когда все сроки возрастного формирования речи прошли, но речь малопонятная для окружающих или имеет незначительные дефекты.

 Нередко эти проблемы остаются без внимания до тех пор, пока не достигают определенного «критического периода», когда неизбежен переход в школу и появляются непреодолимые препятствия для дальнейшего обучения.

Довольно часто родители не проявляют желания, знать больше о истинном положении дел в дошкольной жизни ребенка, и постановка вопроса о необходимости смены программы обучения звучит для них как «гром среди ясного неба».

 Поэтому для педагога очень важно установить тот момент, когда и почему ребенок перестал усваивать программу и попытаться проанализировать причины этого. И если педагог убеждается в том, что имеющиеся проблемы ребенка не решаются педагогическими методами, он ставить вопрос о необходимости консультации у врача-психиатра и дальнейшего обследования на ПМПК. (Данный вопрос обсуждается на психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения, в котором обучается ребенок).   

Решение проблемы. В подобных ситуациях родители обычно спрашивают: «Что делать?», т.е.  они понимают, что нарушения имеются, но важно знать, каким образом можно изменить сложившуюся ситуацию. 

Специалистом, способным оказать такую помощь, на данном этапе, является врач-психиатр.  Педагог рекомендовал, таким детям пройти консультацию у врача – психиатра с целью, более точного установления истинных причин недоразвития речи у ребенка и дальнейшего обследования на ПМПК с целью получения рекомендаций, касающихся дальнейшего обучения.

В данном разговоре было упомянуто о деятельности, специфики работы ПМПК, для профилактики негативного настроя у родителей к прохождению обследования. К сожалению, в обществе сложилось негативное отношение к направлению детей для прохождения обследования на ПМПК, как носителю неких репрессивных (карательных) функций).

                Следует пояснить, что в самой процедуре обследования у врача-психиатра и на ПМПК нет ничего страшного и предосудительного. Специалисты выслушают родителей и ребенка, расспросят их об имеющихся проблемах и определят дальнейший план работы с ребенком по развитию речи дошкольника. Во время пребывания ребенка в ДОУ будет проводиться усиленная работа по исправлению, развитию речи ребенка.

 

         3. Постановка сказки «Баба Яга в городе» с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности, по правилам дорожного движения.

           Очень актуальна тема детского дорожного травматизма. Чтобы обратить внимание детей на проблему, мы организовали игру драматизацию для детей дошкольного возраста. различные профилактические мероприятия. Воспитатели: Деркина Светлана Анатольевна, Буслейка Наталья Александровна, Исмагилова Людмила Владимировна. Мишина Светлана Николаевна своим актерским мастерством заинтересовала, увлекла детей, погрузила их в сказочный мир.

В сказке есть мораль: каждый должен назубок знать правила дорожного движения. С помощью игры дети поняли, что правила нужны не только водителям. Нам тоже никак не обойтись без них. Правила помогут сохранить здоровье, а иногда и саму жизнь. И это не просто слова. В процессе подготовки к спектаклю дети учили слова тем самым автоматизировали нужные звуки в речи, пополнили активный словарь, развивали грамматический строй собственной речи и связную речь. У дошкольников формировались коммуникативные навыки, в общении с друг с другом и со взрослыми. Дети проявили интерес к творческой деятельности и желание творить и дальше.

 

4.Участвуя в конкурсе литературно-музыкальной композиции, посвященная к 75 летию Великой Отечественной Войны.

Дети из подготовительной группы компенсирующей направленности представили композицию используя стихотворение Роберта Рождественского «Зенитчицы».

Воспитывая у детей патриотические чувства, нужно прежде всего формировать конкретные представления о герое - воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины.

 Исполнение ролей «Зенитчиц» потребовало от детей определенных действий, и проявления определенных качеств, эмоций. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитания, начиная с самого детства.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Примерив на себя роль бойца, дети ощутили то геройство, отчаянность, неустрашимость, которую показали герои войны, которым пронизано произведение. Мы хотели попытаться побудить детей к осознанию того, что мы - наследники Победы. Помнить и сохранять историю о событиях тех грозных лет - это также наш долг перед памятью наших близких…

В процессе подготовки к спектаклю дети учили слова тем самым автоматизировали нужные звуки в речи, пополнили активный словарь, развивали грамматический строй собственной речи и связную речь. У дошкольников формировались коммуникативные навыки, в общении с друг с другом и со взрослыми.

В организации работы помогали педагоги Исмагилова Л.А.; Мишина С.Н., наша композиция заняла III место среди детских садов города.

 

5.Семинар – для педагогов ДОУ «Учите дошкольников пересказывать»

Педагоги уточнили что, пересказ – это не механическое воспроизведение текста, он обязательно включает в себя элементы творчества.

Обучение пересказу играет важную роль в формировании связной речи дошкольника. На занятиях по пересказу уточняется словарь, звукопроизношение, развивается речевой слух, внимание, память, мышление, воспитывается чувство языка, формируется интерес к тому как нужно излагать мысли.

Правильно подобранные тексты для пересказа оказывают эмоциональное, эстетическое, нравственное воздействие на детей.

Педагоги узнали:

Как подбирать произведения для пересказа:

-эмоциональное, эстетическое и воспитательное воздействие текста на детей;

-текст должен быть не большим по размеру и понятным детям по содержанию, легко делиться на отдельные эпизоды.

-Язык произведения должен быть доступным словарем, короткими и четкими фразами без сложных синтаксических инструкций, отсутствие сложных грамматический форм, содержать простые формы прямой речи.

Приемы, которые можно использовать на занятиях по пересказу, и хорошо владеть каждым из них. Это: обращение к личному опыту детей, показ наглядного материала, образец чтения произведения, вопросы к детям, объяснения, указания, упражнения (индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз), подсказ слова или фразы педагогом, пересказ по ролям, игра-драматизация или инсценировка.

Для педагогов подготовлены памятки и консультация.

 

Работа логопедов за 1 квартал

В сентябре прошел смотр кабинета логопеда, подготовка к новому учебному году.

В конкурсе участвовали два кабинета учителя-логопеда. Кабинет «Академия 7 гномов» к учебному году подготовила Алекова Елена Николаевна. Кабинет «….» готовила Соловьева Дарья Юрьевна.

На развитие ребёнка влияет окружающая его обстановка, особенно, если малыш ещё только начинает познавать мир. А детям с речевыми нарушениями окружающая их среда особенно важна. Развивающая среда в логопедических кабинетах создает условия для общения, коррекции и стимуляции речевой деятельности. Поэтому предметно - развивающая среда в кабинете учителя - логопеда, организованна согласно ФГОС ДОУ, где каждый ребёнок имеет возможность наблюдать, запоминать, развиваться под наблюдением логопеда. 

Пространственная среда содержательна - насыщенна, трансформируется, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

В соответствии с основными коррекционными направлениями в работе и принципами построения окружающей среды, а также в соответствии с реализуемой программой учреждения, пространство логопедического кабинета условно разделено на блоки:

  • диагностический блок;
  • организационно - планирующий блок;
  • корекционно - развивающий блок; (центр развития артикуляционной моторики и мимики, центр нормализации дыхания и голоса, центр развития фонематического слуха, центр развития мелкой моторики, центр коррекции нарушений звукопроизносительной стороны речи, центр формирования грамматического строя речи, центр развития связной речи.

 

В октябре в рамках проекта «Труд и терпение превращаются в умения»: «Внедрение разнообразных форм сотрудничества с родителями» /День открытых дверей ОД/ Проведена образовательная деятельнось с детьми и родителями:

«Профессии цирка» - учитель-логопед Алекова Е.Н.,

«Профессии все нужны – профессии все важны» - учитель-логопед Соловьева Д.Ю.

Цель: расширение представлений дошкольников о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- расширение и активизация словаря по теме;

-совершенствование грамматического строя речи;

-формирование навыка слогового анализа слов;

коррекционно-развивающие:

-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

-тренировать умения в выполнении кинезиологических упражнений;

-работать над развитием фонематического слуха, дифференцировать музыкальные звуки;

-отрабатывать речевое дыхание;

-развивать мыслительную деятельность;

коррекционно-воспитательные:

-воспитывать у детей самоконтроль за речью;

-закреплять навыки взаимодействия, сотрудничества.

 

Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективна, если в ней не задействованы родители. Поскольку нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, родители, которые могут оценить своих детей, услышать их ошибки, должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу., Свое общение с родителями педагоги ДОУ строят, руководствуясь принципом "Родитель - не гость, а полноправный член команды ДОУ. Путем разнообразных форм работы родители знакомятся с особенностями коррекционной работы. Одной из таких форм - это открытые занятия для родителей. На таких занятиях родители не только смотрят, как дети занимаются, но и сами участвуют, выполняя задания и отвечая на вопросы логопеда.

 

В октябре Методическая консультация для педагогов «Варианты использования дыхательной гимнастики»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, формирование знаний по проведению дыхательной гимнастики на практике.

Задачи:

  • Показать значение дыхательной гимнастики, при развитии речи дошкольника с ОВЗ, одно из средств профилактики заболеваний.

 

  • Познакомить педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста.

 

  • Обучить приёмам проведения дыхательной гимнастики в работе с дошкольниками.

Педагоги уточнили понятие дыхательная гимнастика. Это гимнастика способствует ускоренному развитию мышц, помогающих дыханию, укрепляет голосовые связки, тонизирует верхние дыхательные пути встречные противотоком воздуха, который поступает в легкие при сжатии грудной клетки. Познакомились с влияние дыхательной гимнастики на здоровье детей, с рекомендациями по проведению дыхательной гимнастики.

 

В ноябре Акция «Научи меня дружить» ко дню инвалида

3 декабря в России, как и во многих других странах, отмечается день инвалида. Создан он для того, чтобы поддержать этих людей, обеспечить им полноценное и равноправное участие в жизни общества. И для того чтобы привлечь внимание людей на то, что рядом с ними живут те, кто часто остаются незамеченными, в нашем детском саду прошла благотворительная акция «Подари добро и радость». Проводилась она среди детейдошкольного возраста и их родителей. Желающим предложили принести плитку шоколада и написать свои пожелания на открытке.

В результате акции: все, полученные «Сладкие пожелания», были подарены детям с ограниченными возможностями здоровья 4 декабря в Доме Детского Творчества на фестивале «Поверь в мечту».

 

В ноябре Педагогический совет «Конструктивное взаимодействии ОУ и семьи как условие целостного развития личности и успешной реализации стандарта»

Систематическая и целенаправленная помощь родителей ребенку с речевыми нарушениями, в сочетании со своевременным выполнением рекомендаций логопеда на различных этапах обучения, способствует более эффективной коррекции речи и психических процессов дошкольника.

Работа с семьей — важная и сложная сторона деятельности педагога. Поэтому педагогам необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел. Необходимы новые, современные формы для сближения детей, родителей, педагогов.

Ознакомление родителей с работой логопеда, особенностями воспитания детей осуществляются в форме информационных проспектов для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий. Используются разные формы взаимодействия мультимедийные средства, можно показать несколько фрагментов занятий с детьми, организации режимных моментов.

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание – это важный элемент стратегии общения с семьей, на нем закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников.

Используя любую форму работы, партнерское взаимодействие родителей педагога это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели.

 

«День Логопеда в ДОУ»

В ОДУ каждый месяц логопедами проводится мероприятия основными целями которых стало развитие речевой активности детей, обогащение и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи в процессе речевой, игровой и продуктивной деятельности, а также сотрудничество с семьей по вопросам речевого развития дошкольников.

Дни проходят под названием: «Веселая гимнастика для язычка», «Варианты дыхательной гимнастики», «Развитие фонематического восприятия».

На основе целей были сформулированы следующие задачи.

  • развитие интереса дошкольников к логопедическим играм, потребность в них;
  • развитие коммуникативных способностей дошкольников;
  • осуществление взаимосвязи по проблеме речевого развития в работе педагогов;
  • повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития речи детей;
  • укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого воздействия на дошкольников.

Веселая гимнастика для язычка»

 

В декабре мастер-класс (собрание) для родителей

Семья для ребенка — одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни малыша и, по данным исследований, намного превышает воспитательное воздействие образовательных учреждений, СМИ, влияние улицы, друзей, литературы и искусства. Именно в семье ребенок делает первые шаги в общении, пробует через слово выразить свои потребности, эмоции. Речь родителей, да и других окружающих ребенка людей, имеет первостепенное значение в формировании его произносительной, грамматической, лексической стороны речи.

Успешность родительского воспитания, в том числе формирование и развитие правильной речи, опираются на ряд условий.

-      родители должны хорошо знать своих детей, их положительные и отрицательные качества, недостатки в формировании речи и причины их возникновения. Но часто они не слышат недостатков речи своих детей, не соотносят их с физиологическим состоянием (аденоиды, хронический ринит и т.д.) и считают, что с возрастом их речь нормализуется сама собой, поэтому не придают особого значения логопедическим занятиям.

-      родители должны помнить, что на результативность коррекционной работы влияют их личный опыт и авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером.

К сожалению, многие родители плохо представляют (или не хотят), как можно помочь своему ребенку исправить недостатки развития речи. Обеспокоенные его речевым развитием они обращаются к разным источникам информации; читают специальную литературу, пытаются самостоятельно применить описанные там методики, обращаются к Интернету.

Поэтому для создания благотворной почвы для развития правильной, грамотной красивой речи детей дошкольного возраста возникла необходимость организовать мастер-класс для родителей.

Целью которого является: повысить эффективность взаимодействия учителя – логопеда и семьи в вопросах коррекции речи детей дошкольного возраста; популяризировать деятельность учителя – логопеда среди родителей.

Задачи:

-            получение родителями необходимых знаний, формирование умений для оказания помощи детям в исправлении речевых недостатков;

-           формирование правильного отношения к речевому недостатку ребенка, логопедическим занятиям;

-            оказание помощи в правильной организации логопедических занятий дома. 

 

Проведение акции «Батарейки всем миром»

В целях воспитания экологически грамотного поведения в окружающей среде мы помогаем детям понять необходимость сортировки мусора и передачи некоторых отходов в приемные пункты.

Мы надеемся, что наша акция поможет участникам понять, что батарейки, выброшенные вместе с другим мусором, наносят вред почве, растениям и животным; изменить старую, традиционную систему отношений с окружающей средой на новую экоцентрическую, рассматривать природу как среду для жизни всех существ, включая человека.

Все собранные батарейки мы передадим в организацию, которая официально занимается их переработкой.

 

30 ноября – Всемирный день домашних животных

Ученик 4 класса школы №1 Храмшин Данил рассказал детям группы «Солнечные лучики» о празднике, то что праздник учит нас обращать внимание не только на свои проблемы, но и на проблемы животных.

Главная цель Всемирного дня домашних животных – развить у детей чувство ответственности, за взятое когда-то живое существо и в очередной раз напомнить людям о том, что «они несут ответственность за тех, кого приручили».

Ведь, к сожалению, многие люди, заводя домашнее животное, будь то собака, кошка, экзотические виды птиц или рыб, не осознают, что животное в доме или квартире – это, прежде всего, огромная ответственность. Ведь недостаточно просто вовремя кормить или выгуливать своего питомца, животные требуют постоянного ухода, внимания, воспитания. Необходимо также забояться о здоровье домашнего любимца, вовремя посещать ветеринара, делать необходимые прививки. Нельзя забывать и об окружающих Вас людях, стараться сделать все возможное, чтобы содержание, выгул и перевозка Вашего питомца не доставляла неудобства соседям или прохожим.

Данил рассказал детям о некоторых существующих породах собак и подарил каждому ребенку фигурку собаки (пластилин)

Школьник посоветовал дошкольникам присоединиться к празднованию и еще раз вспомнить о том, что кошка или собака никогда вас не бросит и не предаст. Побалуйте своего питомца лакомством или новой игрушкой!