Сюжетно ролевые игры в образовательном процессе

Как результат проведенного ранее семинара в детском саду прошли взаимопросмотры сюжетно-ролевых игр.            

В первой младшей группе «Радуга», прошла сюжетно-ролевая игра «Кукла Катя заболела…». Дети нашли плачущую Катю, выяснили, что у неё болит голова и горло. Затем, решили как помочь кукле - нужно отнести её в поликлинику, где её вылечит врач.

Ольга Владимировна сначала сама обыграла роль врача и показала детям, какие действия с предметами можно выполнять, чтобы вылечить куклу Катю, а затем предложила детям по желанию обыграть функции врача и медсестры. Малыши знакомились с игровыми действиями врача и медсестры. Запоминали названия игрушечных медицинских инструментов таких как: фонендоскоп, градусник, шприц. По своему желанию выбирали себе больных пациентов, обращались к врачу, говорили, что у них болит. Воспитатель предоставила для игры детей необходимое игровое оборудование: игровой набор «Врач терапевт» с медицинскими инструментами, халаты и шапочки для врача и медсестры, куклы.

     Желание детей играть было большим, все хотели освоить новые игровые действия с медицинскими предметами, воспитатель умело направляла малышей к развитию дальнейшего игрового сюжета. Игра закончилась дружной постройкой поезда, на котором дети из поликлиники поехали вместе с вылеченной куклой Катей в детский сад.    

Для знакомства детей с работой доктора, во 2 младшей «Б» группе «Звездочки» была проведена сюжетно – ролевая игра «Больница». В сюжетно – ролевой игре дети исполняли роль взрослых. В данном случае мальчики и девочки выступали в роли родителей, которые привели своих «детей» на прием к врачу. Воспитатель Татьяна Владимировна во время игры давала рекомендации и подсказки дальнейших действий, подсказывала «доктору» Даше, что в коридоре ждут приема другие посетители. Объясняла детям, что сначала нужно постучать в дверь кабинета, после разрешения - войти. Зайдя в кабинет нужно поздороваться, присесть и рассказать, что вас беспокоит. После получения помощи, поблагодарить врача, уходя попрощаться. Входить в кабинет нужно по очереди. В очереди вести себя спокойно, не кричать.

Дети повторяли действия людей, которых видели в повседневной жизни. Девочки подражали мамам, держа свою куклу на руках успокаивая ее, говорят ласковые слова. Во время игры дети выполняли несколько связанных между собой игровых действий: Даша в роли доктора, проводила осмотр пациентов, а другие ребята в роли родителей рассказывали, что беспокоит их детей.

Продолжая тему больницы, ребята старшей группы «Почемучки» показали, как могут справляться с ролями работников больницы. В силу возраста игровые действия и роли усложнились. При входе в больницу пациентов в регистратуре встречала мед. сестра, которая выдавала карточки больных. Пациенты могли выбрать врача, на приём, к которому они бы хотели сходить. Приём вели такие врачи как, отоларинголог, окулист, рентгенолог, терапевт, педиатр. После приема пациенты получали рецепт, с которым отправлялись в аптеку, находящуюся в этой же больнице, и покупали нужные лекарства.

Дети играли с большим азартом и хотели быть не только врачами, но и пациентами.

В средней группе «Вишенки» была проведена сюжетно - ролевая игра «Путешествие на корабле».

Цель игры: создание условий для активной, творческой и игровой деятельности.

Задачи:

-Стимулировать детей отображать в игре действия людей различных профессий, объединяя их в единый игровой замысел.

-Формировать положительные взаимоотношения детей к друг другу.

-Совершенствовать навыки общения со сверстниками.

-Развивать умение искать и находить выход в затруднительных ситуациях.

-Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Сюжетно - ролевую игра «Цирк» провели группы «Сказка» и «Ромашка», на которой детей познакомили с работой артистов цирка. Сюжет игры заключался в том, что ребятам позвонил директор цирка и сказал, что все артисты заболели, дети решили помочь и сделали свое представление, на которое они пригласили посмотреть детей группы раннего возраста «Одуванчики».

Сюжетно-ролевая игра во 2 младшей группе «Солнечные лучики» - «Больные куклы ждут Айболита»

Цель: создание социальной ситуации развития детей 2 младшей группы с помощью игры «Больные куклы ждут Айболита»

Задачи:

-активизировать и развивать речь детей

-формировать умения раскрывать игровой замысел

-развивать навыки ролевого поведения, коммуникативные навыки

-воспитывать культуру поведения во время игры

-создать условия для радостного настроения детей

В ходе игры дети закрепляли правила поведения в транспорте: покупка билетов, посадка по местам, поведения во время движения транспорта. Дети показали хорошие манеры по отношению к пожилым людям. Когда бабушка зашла в автобус, дошкольники пожелали уступить ей место, помогли купить билет, сойти с автобуса.

Семинар для педагогов на тему «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ»

           В феврале Аллабердиева Ольга Владимировна провела семинар для педагогов «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ» На семинаре были реализованы следующие задачи:

1. Актуализация теоретических знаний  педагогов о значении сюжетно-ролевой игры  в развитии дошкольника.

2. Определение общих проблем, возникающих у педагогов и воспитанников при организации и разворачивании сюжетно-ролевой игры и их причины.

3. Повышение уровня компетентности педагогов в практических вопросах организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном образовательном учреждении.

4. Организация мастер-класса по использованию технологической карты сюжетно – ролевой игры в работе с детьми дошкольного возраста и приобщение педагогов к их дальнейшему применению.

Семинар прошёл в интересной продуктивной форме, с использованием презентации по данной теме. Воспитатели учились составлять технологическую карту сюжетно-ролевой игры, распределять роли, подбирать необходимый игровой материал и даже придумывали сюжет для каждой роли. В итоге был сделан вывод: организация сюжетно-ролевой игры - это не простая задача воспитателя, а с помощью совместного составления с детьми игровой технологической карты становится понятнее как её организовать, какое будет дальнейшее развитие сюжета. В помощь педагогам была предложена подборка технологических карт современных сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста. А так же буклеты, содержащие информацию по организации сюжетно-ролевой игры в разновозрастных группах ДОУ.

Экологическая сказка «Цветик-семицветик»

0-02-04-439ee552a997c8b4de7b012ffe33bb95a1dbbd32728382e678a202df5b96b183 4457d454Педагоги МБДОУ ЦРР детского сада «Солнышко подготовили и представили драматизацию сказки для дошкольников всех групп детского сада «Солнышко», тем самым решая следующие задачи:

- совершенствовать педагогическое мастерство в вопросах экологического воспитания дошкольников;

-  создать положительно-эмоциональное отношение дошкольников к вопросам экологии.

Цель: ознакомление дошкольников с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.

В сказке дети увидели, как девочка Женя помогла медведю собрать мусор в лесу, защитить птицу и ее птенцов от хулигана, спасти елочку от вырубания, помогла зайчику залечить ожог на лапке, который он получил из-за губительной для леса деятельности человека - разжигания костра. Природа отплатила Жене добром, все животные в благодарность нашли для девочки потерянные лепестки волшебного цветка.

В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальным. Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы.

У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.

Предшествующей работой к драматизации сказки являлся семинар «Экология через театрализованную деятельность», на котором педагоги Китова Екатерина Федоровна и Алекова Елена Николаевна поделились своим опытом с коллегами.

           Целью данного мероприятия являлось развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов и эффективности их процессуальной деятельности, установление тесного   сотрудничество между педагогами.

Конкурс «Новогодняя открытка прошлых лет»

В январе были подведены итоги декабрьского конкурса «Новогодняя открытка прошлых лет».      

В преддверии Нового года в МБДОУ ЦРР детский сад «Солнышко» был предложен конкурс. Экспонатами были представлены открытки прошлых лет, приуроченных к Новогоднему празднику. Самая старая открытка номинирована 1951г. Выполнена в технике фотографии. Можно сравнить, как изменилось оформление открытки за это время. Открытки сгруппированы по главным действующим героям в номинациях: «Дед Мороз», «Снегурочка», «Снеговик».

Воспитанники с родителями серьезно отнеслись к конкурсу. На выставку были предложены самые разнообразные открытки в разных номинациях и не только… В номинации «Дед Мороз» самыми ранними были предложены открытки 1971, 1978-79гг. Победителями стали семьи воспитанников Акимовой Даши, Поляковы Димы, Казазаевой Виктории, Ахпашевой Ксюши. В номинации «Снегурочка» открытки датированы 1980, 1988, 1989, 1990 гг. – открытками поделились семьи Катышева Глеба, Коковой Ангелины, Бакаевой Вероники, Исаченко Алины. Номинацию «Снеговик» представили экспонаты 1979, 1981, 1990 гг. от семей Ищенко Полины, Поляковы Димы, Ахпашева Глеба.

Семья воспитанницы Куксы Полины, гр. «Сказка», представили историю открытки военных лет, периода 1940-1945 гг. Родители воссоздали и предложили образцы открыток, которые отображают интересный факт: выпуск открыток не прекращался и во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг. В Советской открытке отображена военная тематика и атрибутика.

Творчески подошли к участию в конкурсе родители группы «Одуванчики». Ими была создана книга «История открытки», в которой можно проследить не только историю открытки , но и историю нашей страны. С её знаменательными датами, открытиями, от Советского Союза, до настоящих дней.

Эти открытки греют душу, напоминают о детстве, когда в наших почтовых ящиках перед Новым годом лежали красочные конвертики с праздничной атрибутикой… Писали все – дети, внуки, бабушки и дедушки, тёти и дяди, писали друзья и сослуживцы.

Давайте дарить друг другу открытки, несмотря ни на что! Всем добра и счастья в Новом году!

Распространение опыта на педагогическом совете ДОУ.

Конечно же, все педагоги детского сада активно проводят работу по здоровьюсбережению детей, и 11 января им выдалась возможность, на педагогическом совете, поделится своим опытом и своими наработками с коллегами.

Педагогами подготовительной группы «Ромашка» была приготовлена презентация с докладом на тему:Гимнастика после дневного сна, как компонент здоровьесберегающей технологии. Педагогам был предложен план упражнений на неделю, способствующий профилактике простудных заболеваний, так же используемый длясохранения положительных эмоций при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня.

Педагоги группы «Солнечные лучики» познакомили педагогов с методикой О.И. Крупенчук «Логопедический массаж ложками»

Массаж ложками, имеет ряд преимуществ. Его легко могут освоить и применить заинтересованные педагоги и родители; движения массажа достаточно просты, что позволяет обучить детей самомассажу.

Все действия с ложками выполняются в сопровождении стихотворений, которые не только задают ритм движения и определяют последовательность действий, но и описывают сами движения, что очень полезно для детей с недоразвитием речи.

Все упражнения способствуют синхронной работе рук, стимулированию дозревания корковых отделов речедвигательной системы.

Так же педагоги затронули такую технологию, как Су-Джок – терапия. Создатель которой южно-корейский профессор Пак Чжэ Ву.

Цели технологии:

-развивать тактильную чувствительность

-мелкую моторику

-стимулирование речевых областей

-общее укрепление организма

-повышение энергетических способностей организма.

При включении разных методов в образовательную деятельность дошкольников и в режимные моменты, у детей появляется интерес к обучению, создаются благоприятные условия психофизиологического комфорта ребенка во время пребывания его в ДОУ, дошкольники учатся сохранять здоровье, быть здоровыми.

Педагоги группы «Вишенки» поделились опытом работы с «Дорожкой здоровья».

Благодаря использованию разных по фактуре материалов (пуговицы, губки, грубые шнуры, наполнители и др.) ходьба по массажному коврику помогает тренировке мышц стопы. У детей это способствует формированию сводов стопы и профилактике плоскостопия. Развивающую массажную дорожку можно сделать своими руками, много времени это не займет, а сам процесс творческий и интересный.

Аллабердиева Ольга Владимировна представила технологию проведения утренней гимнастики в первой младшей группе.

Цель данного вида здоровьезбережения: формирование, отработка и совершенствование двигательных навыков детей от 1,5–3 лет, укрепление здоровья, привитие культуры здорового образа жизни (делать зарядку каждый день). Воспитатель рассказала о формах проведения утренней гимнастики: традиционный комплекс с предметами (мячами, гантелями, платочками, ленточками и др.) сюжетная гимнастика с гостями героями (Зайка, Мишка, Матрёшка, Петрушка и др.); загадки с последующими подвижными играми; комплексы упражнений в стихах; с элементами аэробики; преодоления полосы препятствий из мягких модулей.

Воспитатели группы «Дельфинчики» познакомили с самомассажем по методике А.А. Уманской, для создания условий по формированию осознанного отношения детей к своему здоровью и развитие навыков собственного здоровья. Создавая устойчивую мотивацию, потребность в сохранении собственного здоровья, воспитатель формирует привычки к здоровому образу жизни, прививает навыки элементарного самомассажа рук, ног, головы, лица.

А педагоги группы «Сказка» обобщили свой опыт игровым массажем, цель которого является повышение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям, профилактика плоскостопия.

В группе «Звездочки» воспитатели поделились своими знаниями здоровьесберегающей технологии пальчиковых игр. Представляет собой эта технология набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук, т.е. совместных действий систем организма человека (мышечной, зрительной, нервной, костной), формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями.

Воспитатели группы «Почемучки» познакомили своих коллег с фитбол-гимнастикой. Данная форма здоровьесбережения способствует улучшению координации движений, снижению нарушений опорно-двигательного аппарата, активизации дыхательной системы.

Педагоги группы «Одуванчики» поделились опытом работы массажа сосновыми шишками. Он основан на играх детей с природным материалом, который развивает у детей мелкую моторику рук и воздействует на массажные точки ладоней детей.

Итогом педагогического совета являлось составление единого плана по здоровьесбережению на неделю.

Открытие птичьей столовой

         15 января в России отмечается День зимующих птиц и происходит это в день, когда родился курский писатель Евгений Иванович Носов, который завещал будущему поколению следующее: «Покормите птиц!».

         В нашем детском саду прошло мероприятие, посвященное этой дате - «Открытие птичьей столовой». К ребятам в гости заглянула Снегурочка с письмом от Деда Мороза, в котором дедушка предупредил детей о том, что грядут большие морозы и в это время нужно быть особенно заботливыми и внимательными к зимующим птицам. Так же к детям заглянула белочка, которая поиграла с ними и пригласила ребят с кормушками, на открытие столовой для птиц.

         Дети с удовольствием изучили меню столовой, развесили кормушки и насыпали в них корм (семечки и хлебные крошки).

         Теперь любой проходящий мимо столовой человек, может насыпать в кормушки любимые лакомства птиц.

Колядки

После прощания с елочкой настало самое веселое, таинственное время, которое с давних времен носит название Святки. Так состоялся ежегодный фольклорный праздник «Святки – колядки».

Цель: Создать условия для формирования знаний о рождественских традициях.

Дети и взрослые - «ряженые» начали праздник с колядования, сопровождавшегося пением песен, величаний, пожеланий. Нечистая сила - Баба Яга играла с ребятами в игры, самым запоминающимся для детей стал бой подушками. После игр дети водили хороводы, пели веселые песни, увлеченно гадали необычным способом - на горшочках. Праздник порадовал и детей и взрослых.

Прощание с ёлочкой

Вот и закончились весёлые, шумные новогодние праздники. Воспитанники нашего детского сада попрощались с одной из главных героинь Нового года – зелёной красавицей Ёлочкой. На этот праздник к детям пришел снеговик, он попросил у ребят помощи, так как злая Баба-Яга украла его нос, из-за того что он весь год помогал Деду Морозу делать добрые дела. Ребята согласились помочь и вместе со снеговиком выполнили все задания.

После дети с удовольствием под весёлую музыку водили хороводы, рассказывали стихи, пели песни.

В завершении праздника дети и взрослые попрощались с ёлкой до следующего Нового года.